Не драматизируя, играю свою жизнь.(с)
Акулы обычно имеют удлиненное туловище, хорошо развитые плавники. У некоторых видов акул есть подвижное веко, называемое мигательной перепонкой. Зубы, и их строение отличаются в зависимости от вида и семейства. Самые мелкие акулы, не превышают длину 15-40 сантиметров, а самые крупные могут достигать 15-20 метров.
Акулы (лат. Selachimorpha) — надотряд хрящевых рыб, включающий восемь отрядов, двадцать семейств и около 350 видов. Представители надотряда широко распространены во всех морях и океанах, встречаются также пресноводные акулы. Большинство видов относятся к так называемым настоящим хищникам, отдельные виды, в частности китовая, гигантская и глубоководная акулы, питаются планктоном.


Анатомия

Органы дыхания
Для акул характерно наличие пяти-семи (до десяти) пар жаберных щелей (в зависимости от вида), расположенных по бокам, перед грудными плавниками.


Кровеносная система
Кровеносная система устроена таким образом, что позволяет поддерживать температуру тела до 10 градусов выше температуры воды. Множество мелких вен оплетает крупные мышцы, которые отдают в кровь вырабатываемое тепло.

Пищеварительная система
Акулы регулярно производят эверсию желудка — выворачивают его через рот наружу в водную среду с целью очищения. Любопытно, что при этом никогда не повреждают желудок своими многочисленными зубами.

Органы чувств
осязание,обоняние

Самым опасным обитателем моря считается акула. Ученые насчитывают около 350 видов акул, их размеры разнообразны — от мелких, так называемых кошачьих акул длиной менее полуметра, до китовых, длина которых достигает 18 метров. Это чрезвычайно прожорливый и опасный хищник, существо свирепое, сильное и в высшей степени неуязвимое.

Любая акула потенциально опасна для человека, если она больше метра и в воде поблизости есть кровь. Исключение составляют два вида акул — гигантская и китовая, достигающие 18 метров в длину и весящие до 10 тонн. Эти безобидные великаны самые крупные рыбы из живущие сейчас на планете. Они питаются планктоном, зубы у них чуть ли не микроскопические, хотя пасть огромна. Миролюбивый нрав этих акул давно известен морякам и аквалангистам.

Самыми опасными видами акул считаются большая белая, тигровая, морская лисица, акула-мо лот, полярная, мако и голубая. Большая белая акула, или кархародон, входит в отряд пилозубых кошачьих акул. Она нападает на человека чаще других. В среднем ее длийа составляет 6 метров, хотя нередко встречаются 11-метровые экземпляры. Крупные кархародоны проглатывают добычу целиком. Если жертва велика, то своими треугольными зубами с пилообразными краями большие белые акулы могут легко откусывать огромные куски мяса с костями. Хотя этих акул называют белыми, их окраска бывает различной: серо-бурой, свинцово-серой, иногда почти черной сверху, переходящей в грязно-белую на нижней стороне. У крупных экземпляров верхняя часть тела имеет свинцово-белую окраску. Концы грудных, задние края спинных и хвостового плавников черные. Карха-родоны встречаются в теплых морях, чаще всего у берегов Австралии.

Чуть меньше белой акулы тигровая, в длину она достигает 5,5 метра. Она принадлежит к отряду кархариновых, или серых акул. В отличие от кархародона она как бы коренаста и тупорыла, имеет остроконечный хвост. Ее окраска серая или серо-бурая, спина более темная, чем бока и брюхо, у мелких экземпляров косые или поперечные полосы на боках и плавниках. Тигровая акула практически всеядна — она питается дельфинами, морскими птицами и черепахами, крабами, не брезгует помоями с судов. Тигровые акулы водятся во всех южных морях.

Акула мако, или остроносая сельдевая акула, имеет репутацию свирепого и опасного хищника. Известно, что она нападает на рыбацкие лодки и плоты. Пойманная на крюк, мако выскакивает из воды на несколько метров и „ходит" на хвосте подобно марлину. От прочих акул она отличается заостренной мордой и сплющенным с боков телом. Спина у нее темно-синяя (кобальтовая), бока темно-серые, а брюхо белое. В длину она достигает 4 метра. Встречается в Атлантике, Тихом и Индийском океанах.

Акулу-молот легко узнать по своеобразной форме головы, которая сильно сплющена и растянута в стороны в виде молота, на внешних краях которого находятся глаза. Этот хищник считается прекрасным пловцом. Определенно известно, что акула-молот нападает на человека. Окраска сверху пепельно-серая, переходящая в белую внизу. В длину достигает почти 5 метров. Встречается повсюду в тропических и теплых умеренных зонах океанов, в Средиземном море.

Среди крупных голубая акула красавица. Спина у нее кобальтовая, бока и плавники голубые, а брюхо белоснежное. От изящного тела отходят длинные серповидные грудные плавники. Они обеспечивают этому хищнику удивительную подвижность в воде и грациозность. Она бороздит моря вдали от берегов, скитаясь по всему свету. Чтобы не занимать время читателя описанием прочих видов акул, предложим ему небольшое эссе, опубликованное в альманахе „Век океана" (издательство „Мысль", 1989 г.). Оно называется „Люди, я — голубая акула" и дает ясное представление об этих опасных хищниках океана.

„Мое великолепное тело, похожее на корпус сверхзвукового лайнера, покрыто тысячами едва видимых вашему глазу зубов. Каждый из них — маленькая копия тех, что сотни в моей пасти. Если меня убивают, то кожа моя, которую вы называете „шагреневой", нередко служит неплохим инструментом для многих мастеров Востока: они полируют ею (вместо наждака) тик и красное дерево. А пока я жива, не советую кому-либо из вас касаться моего тела голыми руками — на них тут же появится множество порезов. Не пытайтесь в воде ударить меня в бок или спину ножом — это бесполезно. Уязвимые места на моем упругом теле — это мое рыло и живот. Меня может убить лишь брошенный опытной рукой гарпун или пулеметная очередь, да и то лишь тогда, когда я окажусь в метре от поверхности воды. Я не ведаю боли и не опасаюсь перелома своих костей, поскольку у меня их просто нет. Я плыву, и моя голова неторопливо поворачивается то в одну, то в другую сторону в такт движению хвоста. Мои глаза неустанно выискивают жертву. Я описываю круг за кругом, словно в ритуальном танце. В моих пларных движениях нет агрессивности, и все же я навожу страх. Серо-голубая окраска моего тела, зубы и серповидный хвост служат одной цели — убийству. В длину я почти 3 метра. Каждая из моих челюстей вооружена семью рядами острых зубов, и если по несчастью один из них ломается, то на его место встает другой. Вот почему вы называете мою пасть „револьверной". Я могу развить скорость до 30 узлов. Словом, я как нельзя лучше приспособлена к жизни в океане.

Наше племя столь многочисленно, что истребление со стороны нашего смертельного врага — человека — полностью исключено. Почти все мы, включая самых малых нас, очень опасны. С тех пор, как мы появились в водах планеты Земля 400 миллионов лет назад, вы, люди, так и не нашли надежного средства защиты от нас. Я — машина, созданная природой для того, чтобы убивать. Хотя мое рыло выступает намного вперед над нижней челюстью, это не мешает мне успешно атаковать мою жертву. Когда я открываю пасть, нижняя челюсть выдается вперед, а рыло задирается вперед и вверх, образуя почти прямой угол со спиной. В этот момент моя пасть подобна волчьему капкану со множеством острых сверкающих зубцов, которые превращаются в пилу, когда я вонзаю их в свою добычу. Я сдвигаю нижнюю часть в стороны и с легкостью выхватываю огромные куски мяса.

Мы снабжены очень чувствительной нервной системой, способной улавливать даже незначительные колебания воды и распознавать их источник. Мы часто появляемся неожиданно, привлеченные резкими движениями человеческих конечностей в воде. У нас необыкновенно развито обоняние. На огромном расстоянии мы чувствуем запах крови, растворенной в воде даже в небольшой концентрации. Аквалангист, загарпунивший рыбу и привязавший ее к поясу, почти всегда становится нашей жертвой. Человек заблуждается, если думает, будто у нас слабое зрение. Наоборот, наши глаза устроены таким образом, что отлично видят на расстоянии. Я представляю собой поистине устрашающее зрелище, когда зловещей тенью надвигаюсь на пловца — полураскрытая белая пасть и темный спинной плавник.

Иногда я приближаюсь к людям, привлеченная не запахом и не звуками, а благодаря своему острому зрению. Но это не означает, что я плохо слышу. Доказательство тому — моя реакция на звуки, которые издает работающий аквалангист. Тут иногда мною движет простое любопытство. И совсем не обоснован пресловутый совет „кричать в воде, если хочешь отпугнуть акулу". Наоборот, услышав крики, я нападаю на человека. Мое неистовое поведение при виде жертвы вселяет в него ужас и чувство полной беспомощности. Когда стая моих сородичей бросается к месту, где только что было совершено нападение, их невозможно остановить.

Мы вынуждены плыть, не останавливаясь, день и ночь. Ведь у нас нет плавательного пузыря, и мы не можем неподвижно „висеть" на глубине. Нам все время надо прилагать усилия к тому, чтобы не пойти ко дну. Если мы хоть на миг прекратим волнообразные движения хвоста и плавников, мы не сможем преодолеть силу, которая неумолимо тянет нас вниз на грунт.

Раз в году я выбираю себе участок океана и становлюсь его полновластной хозяйкой. Однако это не означает, что другие акулы не могут вторгаться в пределы моих владений. Я допускаю сюда своих сородичей на условиях, что они будут питаться только „остатками с барского стола" и то в моем присутствии. Иногда, правда, жертва бывает столь велика, что хватило бы на дюжину нас, но я просто не могу вынести, чтобы какая-нибудь акула пожирала ее с другого конца. Если же кто-нибудь из них отказывается подчиниться этому закону, немедленно начинается смертельный бой.

Когда я испытываю сильный голод, я готова вцепиться зубами во все, что угодно, будь то рыбацкий кухтыль, распорная доска, гребной винт или же кто-нибудь из моих собратьев. Однако я быстро насыщаюсь, и пища, которую я заглотила, дает мне возможность не заботиться о питании еще несколько недель. Время от времени я перевариваю небольшое количество пищи, держа остальное „про запас".

Итак, я, акула, принадлежу к числу наиболее совершенных творений природы. Я чувствую себя королевой океана. Когда моя грозная тень скользит вдоль рифов, другие обитатели моря спешат в укрытие. И вы, люди, бойтесь меня..."

К этому можно добавить некоторые общие сведения. Например, челюсти большой взрослой акулы способны создавать давление в несколько тонн на квадратный сантиметр, они легко перекусывают пополам голень или бедро человека. В желудке акул обнаруживали самые неожиданные предметы: 10-метровый рулон кровельного толя, телефонные справочники толщиной 15 сантиметров, кастрюли и сковороды, бутылки, ящик с гвоздями, вахтенный журнал... Если акула напала на человека, вероятность смерти от ее зубов такая же, как если бы в человека попала молния. Специалисты, изучающие акул, пришли к выводу, что нападения чаще случаются в районах моря, где температура воды превышает 18 — 20°С. В тропических районах водится больше акул опасных видов.

Природа наделила акулу набором автоматических реакций на некоторые явления, например конвульсии раненой или больной рыбы. Это для акулы добыча легкая, человек, в панике бьющий в воде руками и ногами, возможно, вызывает у акулы такую же реакцию, как и движения раненой рыбы.

Ученые считают, что беспорядочные звуковые сигналы, порождаемые в воде такими движениями, привлекают акул, а они слышат эти сигналы на расстоянии до 600 метров.

Немаловажную роль в поисках добычи играет и обоняние акулы. Акулу часто называют „плавучим носом": она в состоянии почуять каплю крови в миллионах литров воды. В этом нет ничего удивительного, ибо в процесс обоняния вовлечено две трети клеток мозга акулы. Приблизившись к источнику запаха, акула начинает кружить, пока не увидит добычи. О зрении акул вопрос спорный: одни ученые считают их весьма зоркими, другие — их большинство — утверждают, что глаза у акул очень слабые, поскольку диоптрический аппарат у них хуже, чем у любого костистого животного, в том числе и у большинства рыб.

Что следует предпринять оказавшемуся за бортом человеку, если он увидит приближающуюся к нему акулу? Издавна считалось, что в этом случае нужно кричать, шлепать по воде ладонями, что самое надежное средство отпугнуть этого опасного хищника — стучать под водой камнем о камень. Древнеримский ученый Плиний Старший в 1 веке нашей эры писал: „чтобы отпугнуть в воде акулу, надо плыть прямо на нее". Он также утверждал, что опасность нападения акулы увеличивается в тот момент, когда пловец поднимается на поверхность воды.

Здесь небезынтересно привести мнение известного в свое время на островах Полинезии знатока акул Тео Брауна. Оно было опубликовано несколько лет назад в журнале „Пасифик Айлендз Монтли" в статье „Учись жить вместе с акулами". Ее автор Джон Икклс обратился к Брауну с вопросом: „Представьте, что я медленно плыву с аквалангом над рифом, разглядывая кораллы и красивых рыб, как вдруг является акула. Что я должен делать? Броситься, как сумасшедший, в противоположную сторону или, как рекомендуют другие, направиться прямо ей навстречу и ударить кулаком по носу?"

Тео Браун ответил так: „Первое — не плыви совсем, если сможешь. Замри на месте. Если у тебя акваланг, это нетрудно. Если без него, то раскинь руки, как при плавании брассом; второе — не выныривай на поверхность, ибо акула примет это за бегство и тут же бросится на тебя. Также не показывай своими движениями вида, что испугался; третье — даже и не пытайся приближаться к ней, отплывай в сторону: тут у тебя больше шансов спастись. Если акула последовала за тобой, можешь вспомнить молитву.

Пару слов о том, чтобы ударить акулу кулаком по носу с расчетом, чтобы она ушла. Это миф: если ты и попал ей по носу, то порезал руку, а это для тебя уже конец. Акулы, когда действительно возбуждены, атакуя, буквально звереют. Отсюда поверье, что они хватают все, что им попадается. Это с ними происходит только тогда, когда они атакуют. Они даже набрасываются стаей на надувной спасательный плот и разрывают его на куски, чтобы добраться до спасающихся".

Хроники кораблекрушений буквально пестрят описаниями нападений стаи акул на оказавшихся за бортом людей. Один из самых страшных случаев произошел в августе 1960 г. у берегов Мозамбика, когда в устье реки Комати опрокинулось на борт небольшое пассажирское судно. На плывших к берегу людей напала стая акул. Драма длилась всего несколько минут: акулы растерзали сорок шесть человек, лишь троим удалось достичь берега.

Какие же существуют средства и приемы борьбы с акулами? За последние полвека их предложено немало. Но далеко не все из них оказались эффективными и надежными. Еще во время второй мировой войны специалисты военно-морского флота США начали проводить эксперименты в области химических способов защиты от акул. Они испытали более 70 различных веществ и соединений, которые, по их мнению, могли отпугнуть акул. Оказалось, что только четыре из них заслуживают внимания: акулы „теряют аппетит" от присутствия в воде малеиновой кислоты, медного купороса, уксусно-кислых меди и аммония (ингредиент разлагающегося мяса акулы). Разработанную из этих компонентов смесь американцы стали выпускать в виде сухих брикетов размером с булочку. Позже к этим компонентам добавили черный краситель, который, быстро растворяясь в воде, делал пловца невидимым для акулы. Эти сухие брикеты известны под названием „шарк чейсеры" — отпугиватель акул.

Лет тридцать назад появилось еще одно надежное средство защиты от акул. Оно представляет собой большой (в человеческий рост) пластмассовый мешок с надувным „воротником", который поддерживает его на поверхности воды. Называется этот мешок „шарк-скрин" (акулий экран). В развернутом виде он имеет размеры 0,9х1,5 м, а будучи свернут, умещается в небольшой пакет, который можно прикрепить к спасательному жилету. „Воротник" легко и быстро надувается ртом, после чего человек забирается внутрь мешка и, наклонив его край, наполняет мешок водой, чтобы расправить его во всю ширину. Акулы не видят плавающего внутри человека, кровь из его ран, если таковые имеются, не попадает в окружающую воду, руки и ноги не бьют по воде и не свешиваются через край, так что у оказавшихся поблизости акул оказывается гораздо меньше соблазнов, даже если они голодны. Снаружи мешок кажется большим плотным темным предметом, который не должен воздействовать на пищевые рефлексы хищника. Многочисленные натурные эксперименты показали полную надежность „шарк-скринов" в различных условиях.

За последнее десятилетие в разных странах было создано несколько видов подводного оружия против акул. Предпочтение отдается полым острогам, которые могут служить своеобразным шприцем для введения большой дозы сильного яда (например, стрихнина) под кожу акулы. Самое распространенное сейчас оружие против акул — копье, на конец которого насажен патрон с пулей. Когда копье натыкается на препятствие, патрон подается назад и капсюль ударяется о боек. Таким оружием можно пробить в боку акулы довольно большую дыру; но чтобы в момент атаки остановить и парализовать крупную акулу, удар надо нанести непременно в голову. Недостаток копья с патроном в том, что из него можно выстрелить всего лишь раз.

Сейчас лучшим оружием против акул считается так называемый „шарк-дарт" (акулий дротик), разработанный специалистами военно-морского флота США. Он представляет собой стальную трубку, заряженную патроном со сжатым углекислым газом. Трубка насаживается на небольшое копье; когда последнее вонзается в тело акулы, патрон взрывается и сжатый газ раздувает брюхо акулы. Акулу выбрасывает на поверхность, где она беспомощно плавает.